Интервью с Владимиром Черняковым
Интервью
Мы сидели в уютном летнем московском кафе и пили пиво - пятеро молодых здоровых ребят.
В углу у стойки бара звучал магнитофон, доносилась легкая приятная музыка. Неожиданно один из нас, прервав на ходу свой анекдот, крикнул бармену: "Сделайте пожалуйста, погромче". Мы прислушались: полилась широкая раздольная казачья мелодия и красивый сочный баритон запел "Я на проводах своих гулял..."
Все сидели молча, вслушиваясь в слова, и каждый вспоминал, как и его когда-то провожали в армию всем двором, и почти такие же слова он говорил своим родителям....
"Это Владимир Черняков. Первый раз я случайно услышал его записи на кассете в 93 году и подумал, что этого человека я буду слушать всю жизнь..."

Так распорядилась судьба, что Вам Бог дал абсолютный музыкальный слух, редкий по красоте и тембру голос, наградил способностью писать стихи и наверное, сказал: иди, пиши песни, пой их, радуй людей - в этом твое предназначение на этой земле. Скажите, Владимир, почему Вы поступили в ВУЗ, никоим образом не связанный с нынешним Вашим творчеством?
- Все дело в том, что, сочиняя и записывая свои песни, я и думать не мог, что это станет моей профессией, и я смогу зарабатывать, занимаясь своим любимым делом.
В 1981 году сразу после школы я попробовал воплотить детскую мечту - стать летчиком и поступил в Актюбинское Высшее летное училище Гражданской Авиации. Но, не проучившись и года, сам не заметил, как душою прибился к Актюбинскому драмтеатру, познакомился с режиссером, ведущими актерами, стал ходить на репетиции. Ну, а после того, как получил свою первую роль, понял, что летчиком не буду никогда.
Летчиков в Армию не берут, а вот артистов с удовольствием. В 1984 году я демобилизовался из ПВО водителем многоосных дизельных автомобилей. Работая шофером, поступил в институт, затем работал в Аэрофлоте, где, кстати, и было заведено на меня уголовное дело по статье <контрабанда>, и только благодаря своим связям, мои родители, что называется, меня "отмазали".
Но уже тогда я почувствовал, как близки воля и неволя... И все же, с любыми моими делами, любой работой параллельно всегда жила моя музыка
До 1997 года мною было записано три магнитоальбома, а в 1998 г. я получил первый гонорар за мое творчество, и только тогда почувствовал себя профессионалом.

Владимир, как Вам, коренному москвичу, городскому жителю удалось передать вот такой степной казачий колорит (кстати, это прослеживается и в песне "Казачья баллада") так показать широкую русскую душу, что песня "Казачья" стала поистине народной и застольной. И поют ее не только на Дону но и по всей России!
И дай Вам Бог написать еще такую всенародно любимую песню.

- В детстве, почти каждое лето, родители возили меня на родину моих дедов - это между Курском и Харьковом, и я всегда любил смотреть на казаков, расхаживающих в красивой форме с саблями, мысленно представляя себя с ними.Ну а дед с бабкой после стопки горилки любили затянуть на два голоса старинные русские, украинские и, конечно, казачьи песни...Мне всегда нравилась напевность и душевность этих мелодий.

Есть такое определение - "Стопроцентный американец". Применительно к Вам можно сказать, что Вы - "Стопроцентный русский". В Вас сконцентрировано, все, чем богата истинно русская душа. Ваши песни не могут оставить никого равнодушными - они волнуют ,они заставляют сопереживать. Вы наверное, всегда ставили перед собой задачу - если потянет заплакать или улыбнуться - значит написано не зря.
Расскажите, как к Вам приходят стихи?

- Я подозреваю, что во мне намешано немало разных кровей. Но я до такой степени люблю Россию, что "выгрызть кадык" какой-нибудь нечисти за Родину мне будет одна приятность. Несмотря на мою ранимость, родители, семья, Россия - это для меня святое.
Опираясь на эти чувства и сопереживая ту или иную ситуацию, в голову приходят рифмы чаще всего уже с мелодией.

Вас в жизни предавали люди, которых Вы считали своими друзьями? Старались ли Вы предпринимать ответные действия или нет, и все плохое забывалось во времени.
Тема мужской дружбы, верности красной нитью проходит сквозь Ваши песни.
Когда слушаешь песню "142" действительно подкатывает ком к горлу:

- Всю жизнь я пытаюсь учиться контролировать свою горячность. Думаю, что с возрастом это получается все лучше, так как часто понимаю нецелесообразность ответных поступков (хотя за каждый случай ответить не могу).
А что касается друзей, то они у меня самые лучшие! Меня часто упрекают в излишней доверчивости - из-за этого меня часто "кидали", но ведь эти люди ушли, а те, что были честными остались на век и теперь могут положиться на меня, а я на них.

Одна из всенародно любимых песен "За друзей" написана в 1985 году. Там упоминаются действительные имена Ваших друзей или это вымышленные персонажи?
И вопрос вдогонку - в одной веселой песенке Михаила Шелега упоминается Ваше имя и звучит Ваш неповторимый голос как бэк-вокалиста.
Расскажите историю создания этих песен.

- В песне "За друзей" действительно названы имена самых близких моих друзей - они же запечатлены на обложке CD "За друзей".
Вообще я стараюсь использовать вымысел как можно реже, и даже если текст песни сочинен не мною, то подбираю я его, конечно, максимально касательно моей жизни либо чувствам.
А что касается Михаила Шелега, то получилось так, что после его приезда из Питера я помогал ему на первых порах, и почти полгода Миша жил у меня дома и, естественно, мы всюду были вместе - и на студии, и в пивбаре.

Что подвигло Вас на начало совместного проекта с Катей Огонек и как складывается ваше творческое содружество?
Создается впечатление, что Вас пленила самобытность певицы, ее собственное, природное видение песенного материала, что так трогает души слушателей.

- Ее тембр действительно неповторим. Характерность пения индивидуальна. Катя вся отдается песне, и я стараюсь подобрать тексты и мелодии таким образом, чтобы они были созвучны манере ее исполнения.
У Кати внутренне заложено понимание замысла автора, и мне остается только правильно расставить музыкальные акценты на слова. За время сотрудничества с Огонек у нас ни разу не было серьезных осложнений в плане работы. Мы понимаем друг друга с полуслова. В настоящее время творческая и гастрольная деятельность у нас совместная.

Существует много композиторов довольно популярных и любимых, работающих как бы "в одном ключе", то есть по первым тактам можно сразу же легко определить автора. Вы же благополучно избежали этой участи - все ваши песни хорошие и разные. Чтобы написать музыку, которая будет волновать слушателя надо чувствовать ее всеми клетками своего тела ,хорошая песня рождается в муках творчества?
Легко ли вам пишется?

- Песня "Малолетка" была написана для Юрия Петлюры за 20-30 минут. Редко, когда удается написать так быстро. Обычно на текст я должен потратить половину ночи. Главное, четко представлять тему -тогда и слова и рифма подбираются как и положено им быть.
Сегодня я с головой загружен административной работой и из-за хронического недостатка времени приходится частенько использовать тексты других поэтов.
Ну а музыку писать совсем не сложно - мне кажется, что мелодия уже заложена в стихах.

Вы увлекались футболом. Сохранилось ли у вас то ощущение, те мгновения, когда забивается гол - забить! любой ценой забить ( в жизни, в творчестве)?
Вы тщеславный человек?

- Ну, это такая тема...! Я могу бесконечно говорить о моем футболе, именно о моем. Знаете, у Пахмутовой есть такая песня "Команда молодости нашей" - так вот она точно про нас. Сейчас мне 37 лет, но я до сих пор играю, правда, уже за ветеранов. Насчет того, чтобы любой ценой ЗАБИТЬ! - пожалуй, нет:
Я вратарь, и для меня всегда было главное - НЕ ПРОПУСТИТЬ! Я всегда остро чувствую свою ответственность перед командой - не подвести, не дать забить гол противнику. Я знаю, что ребята мне доверяют, и мой долг оправдать их доверие. Это качество сохранилось с футбольных времен и по сей день - я знаю, что несу ответственность за тех, кто рядом со мной - за коллектив, которым приходится руководить, за семью, наконец.
Конечно, время берет свое, и физическое состояние иногда подводит, и раны саднят дольше, и травмы, полученные в игре, заживают медленнее , и думается порой все: хватит, больше не выйду на большое поле; но проходит две-три недели, и я опять начинаю ждать очередной турнир...

Смогли бы ли Вы жить и писать свои песни вне России?
- Нет! Однажды я был оторван от дома на 6 месяцев. Я их провел в США. За это время мною было сочинено- 2-3 эпиграммы и одна песня. Думаю, что к огромному количеству проблем добавлять еще ностальгию и прочее ни к чему...

Говорят, что отвечать перед Богом за близкого человека - в этом есть цель и радость, и тогда все остальные поступки становятся производными. Свою первую песню вы посвятили единственной жене Наташе, с которой вы воспитываете сына.
Сколько лет мальчику и передался ли ему Ваш талант?

- Сейчас ему 10 лет, у него такое же имя, как и у меня. Он может петь, учится играть на фортепьяно, занимается каратэ, но почему-то совершенно неожиданно для меня изъявил желание стать ортодонтом:
Меня не покидает мысль записать с ним пару песен, пока не эмутировался голос, но точно знаю, что настаивать не буду. Совсем другое время.
В моем детстве футбол и хоккей были чуть ли не единственными развлечениями. Сегодня все не так.

На концерте в Санкт-Петербурге Вы признались, что сборник "РУССКАЯ РУЛЕТКА", в компиляции которого вы принимали участие, является одним из самых любимых вами альбомов. Одноименная песня, звучащая в этом сборнике, так энергетически мощно написанная и исполненная, что создается впечатление, что Вы сами азартный игрок.
Подтвердите или опровергните это.

- В игральные заведения стараюсь не заходить, придерживаясь поговорки: "Хочешь выиграть в казино - купи себе казино".
Я азартный человек в плане работы, сочинительства, выступлений на сцене.
Сборник "РУССКАЯ РУЛЕТКА" -это первый мой удачный проект как рекорд лейбла. Сначала его издавала студия "СОЮЗ", затем моя фирма "РУССКАЯ ИЗБА". Сейчас собираю седьмой альбом.

Как Вы относитесь к тем молодым людям, которые считают, что надо жить "рисково, на чистом адреналине, как летчик-испытатель поднимает в небо самолет который еще наполовину - чертеж"?
- Эта, не всегда зрело понимаемая жажда риска и подвига, такой сговор молодых и сильных в поиске выхода из беспросвета обычно заканчивается скамьей подсудимых, а потом, как результат - покалеченные души, горе и слезы.
Любое дело требует вдумчивости, рассудительности и опыта, а если нет такового, то совета старших; но все-таки без определенного процента риска работать, играть, даже жить неинтересно, да и победа будет совсем другого вкуса.
А что касается уголовных нарушений, то это вопрос крайне сложный и философствовать на эту тему можно бесконечно. Каждый случай нужно разбирать отдельно. Человек совершает преступление за минуту, а страдает потом годами.
Ни я, ни Катя ни разу не взяли гонорар за выступления в зонах.

В нашей стране каждый пятый сидел или ходил под статьей. Генетическая память беды существует в нашем народе и будет существовать еще долго, и поэтому будут песни о зоне, о той жизни. Чем привлекает Вас тема зоны в песнях?
- Нашим людям близко сострадание. Соседи, бывает, живут как кошка с собакой, а когда кто-нибудь из них умрет, - плачут и вспоминают только хорошее:
Мне кажется, так устроена наша память. Недаром старики говорят: "Вот в наше время:", хотя понятно, что гении, подонки, дураки, меценаты жили живут и будут жить во все времена. А песни о зоне - это песни о нашей жизни, судьбах, душах.

P.S.Статья написана 19 июля 1997 года
Made on
Tilda